Противодействие коррупции - ключевое направление работы органов прокуратуры

Международный день борьбы с коррупцией с 2004 года отмечается 9 декабря. Указанный день провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН 21.11.2003. В этот день была подписана Конвенция ООН по борьбе с коррупцией.
Целью учреждения этого Международного дня, как указано в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, было углубление понимания проблемы коррупции и роли Конвенции в предупреждении коррупции и борьбе с ней.
Почти каждый день Президентом РФ и Правительством РФ по телевидению, радио и в газетах обсуждается вопрос борьбы с коррупцией и ее проявлениями.
Тем не менее, только лишь с принятием 25.12.2008 Федерального закона «О противодействии коррупции» законодатель определил понятие коррупции.
Так, согласно ст. 1 указанного Федерального закона, под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Той же статьей Федерального закона дано определение понятия «противодействие коррупции», под которым понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В соответствии со ст. 13 данного Федерального закона, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Прокуратурой в целях профилактики коррупции принимаются следующие меры: органами местного самоуправления Менделеевского муниципального района в прокуратуру предоставляются нормативные правовые акты и их проекты, по которым проводится антикоррупционная экспертиза.
Прокуратурой района в ходе проведения указанной экспертизы выявляются нормы проектов нормативных правовых актов, содержащие коррупциогенные факторы, такие как, установление необоснованно широких пределов усмотрения для органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, их должностных лиц или иных субъектов правоприменения в связи с реализацией компетенции, то есть при принятии нормативных правовых актов органы местного самоуправления выходят за рамки предоставленных им полномочий, либо нормами нормативных правовых актов предоставляют полномочия тому или иному органу в нарушение закона; наличие явных пробелов в установлении положений, отражающих полномочия для органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, их должностных лиц или иных субъектов правоприменения в связи с реализацией компетенции; одинаковых полномочий у субъектов правоприменения; очевидные противоречия (коллизии) между правовыми нормами единого нормативного правового акта.
На проекты нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, прокуратурой даются отрицательные заключения с требованиями устранить недостатки при принятии нормативного правового акта. В случае, если нормативный правовой акт принят без учета требований прокуратуры, на указанные нормативные правовые акты прокуратурой приносятся протесты.
Отдельное внимание уделяется проверкам сведений о доходах и расходах государственных и муниципальных служащих, соблюдение ими предусмотренных законом ограничений и другим вопросам противодействия коррупции.
Уровень распространенности коррупции продолжает оставаться высоким. В этой связи надзор за исполнением федерального законодательства в сфере реализации ключевых направлений государственной антикоррупционной политики, определенных Национальной стратегией противодействия коррупции, остается важнейшим направлением работы органов прокуратуры.

Последнее обновление: 30 января 2015 г., 16:44

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International