Как не стать жертвой мобильных мошенников

Делать деньги из воздуха, умудряются жулики, вооруженные всего лишь сотовыми телефонами. Работают по принципу: «На простака не нужен нож, когда есть современные средства связи». В последнее время мошенничество с использованием мобильников становится все более и более распространенным. Наверняка среди ваших знакомых есть люди, которые уже столкнулись с «мобильными мошенниками».

 

Мне удалось встретиться при подготовке статьи с подвергшимися атакам лохотронщиков абонентами сотовой связи, и даже самому (вот ирония судьбы) стать объектом  обработки. На ловца, как говорится, и зверь бежит.

 

КОМБИНАЦИИ

 

Оказалось, что действуют «комбинаторы» напористо, агрессивно, не дают человеку опомниться. При этом, несмотря на кажущуюся сложность комбинаций, они предельно просты. Чаще всего преступники используют три схемы. Читайте внимательно, чтобы не оказаться следующей жертвой.

 

1. Злоумышленники представляются сотрудниками радиостанций, телеканалов, сотовых операторов. Для получения некоего приза просят купить карту оплаты и сообщить ее секретный код.

 

2. Требуют набрать определенную комбинацию цифр для улучшения качества связи.

 

3. Для оказания помощи родственнику, попавшему в экстренную ситуацию (муж попал в ДТП и мафиози требуют с него деньги, сын оказался в милиции и срочно надо оплатить услуги адвоката, у дочери нет денег на дорогу домой и т.п.), вас просят пополнить счет, сообщив секретный код карты.

 

ОЧЕВИДЦЫ

 

Вот что рассказывают очевидцы.

 

«Мне позвонил незнакомый мужчина и, представившись сотрудником «Билайн», сообщил, что компания производит переучет своих абонентов, - поделился с нами Владимир Рыжов, слесарь ГИПО. - Говорил очень уверенно и убедительно. Я уже слышал о телефонном мошенничестве и насторожился, стал расспрашивать его. Меня удивило то, что на любой мой вопрос у него уже был подготовленный ответ. Будто он их заранее знал. Самозваный представитель сотовой компании звонил мне несколько раз и оставил в покое только после того, как я пообещал обратиться в органы внутренних дел». Елена Мухаметшина, домохозяйка, рассказала, как обрадовалась, узнав, что стала победителем лотереи от радиостанции «Европа плюс». Чтобы забрать ценный приз, необходимо было срочно приобрести карты оплаты МТС на 500 рублей и назвать секретный код карты. Это насторожило ее, и она не поленилась позвонить на радио. Что ей ответили, вы уже догадались. Николаю Афанасьеву, служащему УПВС, позвонил неизвестный и сообщил, что произошел сбой связи. «Чтобы мы могли восстановить вас в базе данных, необходимо в течение 15 минут перезвонить по  этому номеру», - требовал мужской голос. Звонивший не давал времени на раздумья, настаивал на своем. «Что сразу вызвало подозрения, так это его  напористость, - вспоминает зеленодолец. - Он настойчиво требовал набрать номер. В какой-то момент  даже поддался и начал набирать комбинацию цифр, но вовремя остановился». Абонент обратился в представительство сотового оператора, где окончательно убедился, что чуть не стал жертвой лохотронщиков. Набрав требуемую комбинацию цифр и знаков, он воспользовался бы услугой «мобильный перевод» и отправил бы деньги со своего счета неизвестно кому.

 

Эти люди сумели распознать аферистов, и, возможно, поэтому  открыто называют свои имена.  А вот пострадавшие от действий мошенников предпочитают не рассказывать о себе в прессе. Причем многие потерпевшие не спешат обращаться в правоохранительные органы или службу безопасности сотового оператора. Почему? Непонятно, то ли сумма ущерба сравнительно невелика, то ли не хочется выглядеть «лохом» в глазах окружающих?

 

НАВЕДИТЕ СПРАВКИ!

 

В большинстве городов работают представительства сотовых компаний, не поленитесь, проверьте информацию, вызывающую у вас сомнения. Если вы живете в сельской местности, то легко можете сделать это с помощью собственного «мобильника». 

 

Рассказывает Маргарита Буланова, консультант ООО «Континент», одного из партнеров компании «Вымпелком», торговая марка «Билайн»:

 

-Обманутыми оказываются и бабушки, и дедушки, и молодые люди, - поделилась Маргарита Владимировна. – Будьте внимательны, не сообщайте секретный код карты оплаты неизвестным лицам и не отправляйте его с помощью СМС на неизвестные телефонные номера. Компания принимает заявления от потерпевших. Мы сразу блокируем номер, на который вы перевели деньги. Правда, чтобы вернуть их, придется обращаться в суд. Хорошенько подумайте, прежде чем соглашаться на сомнительные предложения.

 

Не ленитесь, все проверяйте! Вот яркий пример. Жительнице Зеленодольска звонили два дня, долго обрабатывали. Она все не соглашалась, отказывалась, и все же, после двух дней обработки, ее «уговорили».  Хотя она могла бы за это время обратиться в представительство «Билайн» и проконсультироваться. Информацию вы можете получить на сайте www.beeline.ru или по телефону 0611. Сотрудники «Билайн» никому не звонят с подобными предложениями. И вообще не звонят абонентам. В случае необходимости могут прислать официальное письмо.

 

Все просто: если звонят – насторожитесь, скорее всего, это жулики.

 

В  одном из салонов-магазинов ОАО «Мобильные телесистемы» (МТС) мне дали примерно такую же информацию.

 

- Если вас просят сообщить секретный код карты, то знайте: ОАО «Мобильные телесистемы» не проводит никаких рекламных акций, связанных с предоставлением кода карты оплаты другим лицам, - предупредил Михаил Щербаков, сотрудник офиса продаж ОАО «МТС». - Хотим предостеречь: если вам позвонили по телефону или вы получили SMS-сообщение с информацией о том, что должны пополнить чей-то счет, знайте – это преступники!

 

- Если вы пострадали от действий мошенников, вам следует незамедлительно обратиться в милицию и салон-магазин «МТС», -  пояснила Гульшат Хасанова,  консультант компании «МТС». – Лично ко мне обращаются «до того», чтобы проконсультироваться и только потом предпринимать какие-то шаги. Это разумно. Обо всех акциях, проводимых «МТС», можно узнать на сайте www.mts.ru или по круглосуточному телефону 0890.

 

В представительстве компании «Тат-инком» мне пояснили, что проблемы у них такие же, как и у других операторов. Жалобы на мошенников есть. Сайт компании: www.tatincom.ru,  телефоны  для справок: 311 и 111. Абоненты «Мегафона» не станут жертвами мошенников, если не поленятся проверить сомнительную информацию. Загляните на сайты www.megafon.ru  или www.megafonvolga.ru, позвоните по номеру 0900.

 

Не застрахованы от мошенников и абоненты компании «Смартс», что негативно сказывается на имидже компании.

 

– Очень часто абонент обращается в компанию уже после того, как понимает, что его  обманули, причем претензии  предъявляются самой компании, говорит менеджер салона НТУ Денис Дмитриев. - Например, жалуются, что компания «смартс» вымогает деньги, а обещанные подарки не предоставляет. Операторы нашей компании всегда объясняют абонентам, что при возникновении каких-либо вопросов всегда нужно  обращаться в справочную службу «Смартс» по телефону 25-25-000, а для абонентов «Смартс» 121,  также всю информацию о проводимых акциях можно узнать на сайте: www.tatarstan.smarts.ru.

 

Итак, если вам позвонили неизвестные и просят пополнить чей-то счет или набрать некую комбинацию цифр, вспомните слова Карлсона: «Э, брат, это жулики!» Их главная цель –  любой ценой вытянуть из вас деньги.

 

БАНК В КАРМАНЕ

 

Мне лично пришлось разговаривать с лохотронщиками. Первый раз меня попросил сделать это абонент «Билайн», несколько дней подвергавшийся психологической обработке мошенников. Во второй - раскрутить на деньги пытались меня самого. То, что мне позвонили во время сбора информации для газеты, было очень забавно. Я старался выудить максимум информации из своего собеседника. Приемы жуликов были просты и эффективны. Я сразу вспомнил жертв железнодорожных картежников. Не разводя долгой психологической игры, каталы срывали банк, раскручивая своих жертв за пять-шесть минут.

 

Мобильный (в прямом и переносном смысле) мошенник в ответ на большинство моих вопросов просто предлагал прослушать информацию. «Для этого наберите: звездочка, 145, звездочка…» Прекрасно понимая, что эта комбинация ведет к снятию денег с моего счета, пришлось открывать карты. Поняв, что раз-облачены, мошенники начинали смеяться и бросали трубку.

 

После разговора я позвонил своему оператору и сообщил точное время звонка. Номер жуликов обычно не определяется. Но это на дисплее вашего телефона, а сотовому оператору он известен. После моего обращения служба безопасности компании  отключила номер, с которого шли сомнительные предложения (по крайней мере, мне так сказали). Мошенников легко вычислить, ведь атакуют обычно не одного человека, а многих. И если вдруг какому-то абоненту начинают сыпаться мобильные переводы, то это не может не вызвать подозрений оператора.

 

РУСТАМ САБИТОВ

"Известия Татарстана" № 16 (274) от 20 - 26 апреля 2007

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International