Основание села Челны, Рождественские Челны, Татарские Челны

Крюков С.В.

Основание села Челны, Рождественские Челны, Татарские Челны

 

На берегу небольшой речки Челнинка расположено село Татарские Челны, одно из древнейших, красивейших сел Менделеевского района. Деревня Челны была основана волжскими булгарами, предками казанских татар. Это подтверждает название села - Челны. Волжские булгары реки и речки с каменистым дном называли Чаллы. Слово Чаллы на русский переводится так: ЧАЛ - «камень», ЛЫ - словообразующий аффикс со значением, наличия, Карамалы елга - «Вязовая река», или Сарали - «Желтое место» (старинное название с. Бехтерево), там были большие запасы меди и жители села занимались медным промыслом.

Таким образом, Челнинка или Челны означают «каменистая» или «белокаменная». Село упоминается в Писцовых книгах Казанского ханства.

В трудах архивной комиссии село упоминается в 1615, 1648 годах, в Писцовых книгах в - 1648 году. [Труды Архивной комиссии. Вятка, 1908 г. стр. 8, 1913 стр. 163-164]. Но есть данные, что деревня Татарские Челны была основана еще в XV - XVI веках. [Архивная комиссия Вятской губернии. Вятка 1908 г.]

Первыми жителями, деревни были татары и она называлась Тат. Челны. Почему то татары покинули деревню (но нам известно, что татар отселяли от важных дорог, водных путей), таким образом к XVIII веку деревня была покинута и сюда из села Саралей переезжает несколько семей.

Село Челны одно из самых древних сел, а Сарали (Бехтерево) еще древнее. Найдены документы об основании села. Вот например: «Грамота Казанского Митрополита Сильвестра о построении в Елабужском уезде, в деревне Челнах вновь деревянной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы 20 мая 1731 г.

Божею милостью Великий Господин Преосвященнейшый Сильвестр Митрополит Казанский и Свияжский. В нынешнем 1731 г. Мая в 12 день били челом Его Архипастырству Казанскому уезду Зюренские дороги ясашные русские и новокрещены новопоселенные деревни Челнов Крестьяне староста Федор Федосеев сын Штенников, выборной Сергей Константинов, да новокрещены деревни Мунай староста Василий Иванов, деревни Гришкино Осип Васильев, Василий Кириллов, деревни Сентяку Данило Петров, Иван Васильев с товарищами и всех  оных деревень обыватели, а в прошении написано: крестьяне из деревни Челнов жили в селе Саралях и от хлебного недороду перешли на татарскую покинутую землю тому лет с десять, а к церкви русские и ново крещены, ходят в село Сарали, а до него 10 верстов, весной невозможно ходить, обещают построить в деревне Челнах, святую церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы деревянную вновь: 17 мая Великий Господин Преосвященнейший Сильвестр, Митрополит Казанский и Свияжский дал благословенную грамоту. [Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии. г. Вятка 1914 г.]

Таким образом, в покинутую татарскую деревню Челны из-за видимо малоземелья, что приводило к голоду, примерно в 1721 году, несколько семей переезжает из села Сарали. Так была возрождена деревня Челны, переселенцами русскими. К 1731 году, в деревне был староста и выборный от схода жителей деревни. Получается, мы знаем число и год основания села - 20 мая 1731 года (1 июня по новому стилю).

В 1751 году 28 мая в селе Челны Рождественское, так именно звучало новое возрожденное село, была построена еще одна, но уже теплая деревянная церковь в честь Рождества Христова. Священника звали епископ Лука [Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка. 1912 г. Под. ред. Кибардина и Шабалина].

В 1815 году жители Рождественских Челнов и окрестных деревень т.е. прихода: Мунай, Тришкино, Сентяку вновь обращаются, но уже не Казанской и Свияжской Епархии, а Вятской и Слободской о разрешении строительства новой церкви, но уже каменной:

«...слушав мы поданное  нам епархии нашея Елабужской округи, села Челнов Христорождественской  церкви от Священнослужителей и церковного старосты Андрея Щеткина прошение о дозволении в оном селе вместо двух деревянных церквей, пришедших в ветхость, построить вновь каменную холодную во проименование   Живоначальные Троицы с двумя теплыми приделами по правую сторону во имя Рождества Христова, а по левую во имя Рождества Пресвятой Богородицы; строить по плану и фасаду архитекторскому, выданному в селе Качки. 29 сентября 1815 г.№ 3169».

Подпись: Смиренный Гедеон Епископ Вятский и Слободской. Грамота отослана через почту. [Вятская губерния. Список населенных пункт по сведениям 1859-1873 г. Санктпетербург. 1876 г. ]

Каменная церковь построена в 1825 году в честь Рождества Христова и Рождества Божьей Матери. [«Вятская губерния. Список населенных пункт по сведениям 1859 – 1873 гг. Санкт - Петербург 1876 г.]

Село Рождественские Челны /Челны /Татарские Челны/. Занятия жителей, национальность... к XIX веку.

В селе проживали государственные крестьяне, 203 двора в конце века. Все русские. Мужского пола 503, женского пола 582 душ. Всего земельных угодий: 3523 десятин. В среднем на двор - 17 десятин /это более 21 га - зам.мое/ Скота в среднем 3/ крупного лошадей, коров/, при этом однолетние животные не учитывались/. Мелкого скота взрослого около 7 шт. Многоземельных - 146 двора, безземельных - 22 двора, многорабочих - 55 двора, безрабочих - 21 двор. Многолошадных - 96 дворов, однолошадных - 69, безлошадных 38 дворов.

Жители села кроме земледелия занимались огородничеством. Выращивали и продавали от 3 до 5 тыс. вилков капусты. Были известны в крае как искусные капустники. Кроме этого красили холст, еще занимались местным промыслом - поденщики. Жители села преимущественно уходили в Пермскую губернию.

Грамотных - 106 человека, книг - 143 экземпляра, в 43 дворах. [«Материалы по статистике Вятской губернии». Том VI. Елабужский уезд Вятка 1890г. ]

Таким образом, в начале когда здесь жили татары деревня называлась Татарские Челны, с начала XVIII века, когда переселились русские из села Сарали деревню стали звать Челны, после 20 мая 1731 года село прозвали Рождественские Челны.

Например, в 1859 году такие данные села: Село казенное/ т.е. государственное - мое зам./ расположено при реке Тойма, до уездного города -15 км, до становой квартиры 8 км., число дворов -143, число жителей мужского пола - 427, жен. пола - 495, церкви - 1. [Вятская губерния. Список населенных пункт по сведениям 1859 -1873 гг. Санкт - Петербург. 1876 г. ]

Челнинская церковь в 1868 году. Число прихожан 943 муж. пола, 1051 женского пола. [Вятская епархия / Историко - географическое и статистическое описание. Вятка. 1912 г. Под. ред. Кибардина и Шабалина]

Село входило в состав Трехсвятской волости, Кураковского стана /участок/, до губернского города - 430 верст. Село на возвышении красивом месте посередине протекает речка Челнинка. По штату причта: 1 священник, 1 диакон, 1 пс. Священник Икский живет в помещении церковно - приходской школы, диакон Попов - на частной квартире с платою от церкви по 2 рубля, в месяц /там же/. В церкви имеется: место чтимая икона Божьей Матери Скоропослушницы; 2 Евангелия, указы .../там же/.

Село расположено на Елабужско - Сарапульском почтовом тракте [Вятская губерния/ Список населенных пунктов по сведениям 1859 - 1873 гг.]

Санкт - Петербург 1876 г./В двух верстах от села есть каменная гора, в 7 верстах от пригорода Елабуги на речке Сарали находится медный завод, принадлежащий купцу Семену Красильникову, руду брали с разных мест, с луговой стороны Камы. [Календарь и Памятная книжка Вятской губернии на 1897 г./ Вятка. 1896 г.] В с.3 водяных мельницы, кабак 3 /там же/, 3 обдирки /крупа/.

 

ОБРАЗОВАНИЕ. ШКОЛА

Образование в России: 1) малое народное училище из 4-х классов, 5 лет срок обучения, 2) главное народное училище.

В Челнах земельное училище основано в 1868 году. Церковно ­- приходская школа основана в 1889 году. [Ведомости о сельских приходских школах в казенных селениях. – Ф. 205, оп. 2, Д. 1555, лл. 29 - 31. ]

Челнинское земское училище помещается в квартире, помещение достаточное содержится за счет земских сборов - 191 руб., состоит из 1 класса, из одного учителя. На первое января 1869 года обучается 21 ученик [Отчеты о состоянии учебных заведений по уездам 1869 г., июль-декабрь].

В земском училище работал учителем дьякон церкви - Владимир Бердников. В Челнах был введен звуковой метод [Отчеты о состоянии учебных заведений / Июль 1869 - декабрь 1869 г. стр. 191]

Церковно-приходская школа. Год основания 1889 г. Помещение школы собственное, здание школы деревянное, 6 комнат, 2 классные комнаты. Длина 11 аршин, ширина 6 аршин, высота 5,5 аршин. Кухня и 2 комнаты под квартирами. 5 печей, квартира для учителей имеется, общежития нет. Есть огород: длина - 30 саженей, ширина 15 саженей. Библиотеки нет, пособий - нет, трудовые процессы - лепка и рисование, материалы и орудия труда – нет, кружки - нет. Сколько классов и отделений - 5 отделений. Сколько групп в каждом отделении - по 1 группе.

Сколько учащихся на 1-го учащего 30 человек. Какие населенные пункты обслуживают: с. Тат. Челны, дер. Салтыковка, дер. Ключевка.

 

отделения

мальчики

девочки

итого

1

33

17

50

2

22

7

29

3

3

6

9

4

1

2

3

5

1

1

2

всего

60

33

93

 

Национальность - русские, происхождение - земледельцев.

Сведения об учащих:

п/п

Ф.И.О

Год рождения

Национальность

Образование

С какого времени работает

1

Монастырева А.А.

1897

Рус.

Ср. уч.

Зав.1915, в этой 1916

2

Журавлева В.А.

1873

Рус.

 

С 1896; с 1915

3

Афанасьева О.Е.

1897

Рус.

 

С 1915; с 1919

Запасный учитель А.И. Миронов.

[Отчеты о сост. учебных заведений/Отчет составлен 13 дек. 1919 г.]

Информация взята из материалов архива Кировского государственного областного архива и областной библиотеки имени Герцена.

Учителя: Плеханова В.Д., Ватлина А.А., Чеснакова В.И., Рябова Т.С., Малкова Р.И.

В 1985 году построена новая школа.

 

Последнее обновление: 19 декабря 2015 г., 10:15

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International